Дополнительные образовательные программы музыкального исполнительства реализуемые в ДШИ
1. Дополнительная образовательная программа в области музыкального искусства (Фортепиано) |
Музыкальный инструмент |
Музицирование |
|
Коллективное музицирование |
|
Предмет по выбору |
|
Сольфеджио |
|
Музыкальная литература |
|
2. Дополнительная образовательная программа в области музыкального искусства (народные инструменты, струнные инструменты, духовые и ударные инструменты) |
Музыкальный инструмент |
Музицирование |
|
Коллективное музицирование |
|
Предмет по выбору |
|
Сольфеджио |
|
Музыкальная литература |
|
Слушание музыки |
|
5. Дополнительная образовательная программа в области музыкального искусства «сольное пение» |
Сольное пение |
Музицирование |
|
Сольфеджио |
|
Слушание музыки |
|
Музыкальная литература |
|
Коллективное музицирование |
|
Предмет по выбору |
|
6. Дополнительная образовательная программа в области музыкального искусства «эстрадно-джазовые инструменты» |
Музыкальный инструмент |
Сольфеджио |
|
Музыкальная литература |
|
Предмет по выбору |
|
7. Дополнительная образовательная программа в области изобразительного искусства (6-10 лет)
|
Основы изобразительной грамоты и рисование |
Декоративно-прикладное искусство |
|
Лепка |
|
Рисунок |
|
Живопись |
|
Композиция станковая |
|
Скульптура |
|
История изобразительного искусства |
|
7. Дополнительная образовательная программа в области изобразительного искусства (после 10 лет)
|
Рисунок |
Живопись |
|
Композиция станковая |
|
Композиция прикладная |
|
Скульптура |
|
История изобразительного искусства |
|
Предмет по выбору (рисунок) |
|
8.Дополнительная образовательная программа в области хореографического искусства
|
Классический танец |
Гимнастика |
|
Народно-сценический танец |
|
Современный танец |
|
Ритмика и танец |
|
Сценическая практика |
|
Дополнительная образовательная программа общего эстетического развития |
Музыкальная грамота и слушание музыки |
Сольфеджио |
|
Ансамблевое пение |
|
Ритмика (танец) |
|
Развитие речи |
|
Английский язык |
Аннотации к дополнительной образовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано»
МБУДО ДШИ р.п. Каменоломни
Октябрьского района Ростовской области
Дополнительная образовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано» разработана МБУДО ДШИ р.п. Каменоломни Октябрьского района Ростовской области на основе и в соответствии с типовой программы «Музыкальный инструмент (фортепиано)» А.Д.Алексеева, профессора ГМПИ им.Гнесиных.
Данная программа рассчитана на 7 –ми летнее и 5-летннее обучение.
Учебный план дополнительной образовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» включает в себя следующие учебные предметы:
Музыкальный инструмент |
Музицирование |
Коллективное музицирование |
Предмет по выбору |
Сольфеджио |
Музыкальная литература |
Цели и задачи:
· воспитать у учащегося чувство интереса к музыке;
· развить ритм, музыкальный слух, музыкальную память;
· научить учащегося владеть музыкальным инструментом и выразительно исполнять музыкальное произведение;
· навыков публичных выступлений;
· -навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений.
Результаты освоения программы «Фортепиано» по учебным предметам обязательной части должны отражать:
Музыкальный инструмент:
-наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
-сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
-знание профессиональной терминологии;
-наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
-наличие элементарных навыков репетиционно - концертной работы в качестве солиста.
Музицирование:
· сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества
· ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
· знание ансамблевого репертуара;
· знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки
· -развитие навыков чтения с листа;
· Подбор по слуху;
· Подбор аккомпанемента;
· Транспонирование;
Коллективное музицирование:
-знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно
-исполнительских возможностей хорового коллектива;
-знание профессиональной терминологии;
-умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;
-навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;
-сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;
-наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.
Сольфеджио:
-сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе: первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной терминологии;
-умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;
-умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;
-умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;
-навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.).
Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):
-первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
-знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;
-знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;
-умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений;
-навыки теоретического анализа музыкального произведения формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей.
Предмет по выбору (Фортепиано):
-знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано;
-знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;
-владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу.
Аннотации к дополнительной образовательной программе в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты»
МБУДО ДШИ р.п. Каменоломни
Октябрьского района Ростовской области
Дополнительные образовательные программы в области музыкального искусства «Струнные инструменты», «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты» разработаны МБУДО ДШИ р.п. Каменоломни на основе типовых программ: Ларичева Г.А., Кузнецовой В.А., Меньшикова Э.В., Волков Н.В., Ивукин В.П., Гаврилов Л.В..
Данная программа рассчитана на 7 –ми летнее и 5-летннее обучение.
Учебный план дополнительных образовательных программ в области музыкального искусства (струнные инструменты, народные инструменты, духовые и ударные инструменты) включают в себя следующие учебные предметы:
Музыкальный инструмент |
Музицирование |
Коллективное музицирование |
Предмет по выбору |
Сольфеджио |
Музыкальная литература |
Слушание музыки |
Цели и задачи:
· воспитать у учащегося чувство интереса к музыке;
· развить ритм, музыкальный слух, музыкальную память;
· научить учащегося владеть музыкальным инструментом и выразительно исполнять музыкальное произведение;
· навыков публичных выступлений;
· -навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений.
Результаты освоения программ «Струнные инструменты», «Народные инструменты», «Духовые и ударные инструменты» по учебным предметам обязательной части должны отражать:
Музыкальный инструмент:
-наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
-сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
-знание профессиональной терминологии;
-наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
-наличие элементарных навыков репетиционно - концертной работы в качестве солиста.
Музицирование:
· сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества
· ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
· знание ансамблевого репертуара;
· знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки
· -развитие навыков чтения с листа;
· Подбор по слуху;
· Подбор аккомпанемента;
· Транспонирование;
Коллективное музицирование:
-знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно
-исполнительских возможностей хорового коллектива;
-знание профессиональной терминологии;
-умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;
-навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;
-сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;
-наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.
Сольфеджио:
-сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе: первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной терминологии;
-умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;
-умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;
-умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;
-навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.).
Слушание музыки:
· наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;
· способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения;
· умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств.
Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):
-первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
-знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;
-знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;
-умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений;
-навыки теоретического анализа музыкального произведения формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей.
Предмет по выбору (Фортепиано):
-знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано;
-знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;
-владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу.
Аннотации к дополнительной образовательной программе в области музыкального искусства «Сольное пение»
МБУДО ДШИ р.п.Каменоломни
Октябрьского района Ростовской области
Дополнительная образовательная программа в области музыкального искусства «Сольное пение» разработана МБУДО ДШИ р.п.Каменоломни Октябрьского района Ростовской области на основе типовых программ Н.С. Воиновой, В.С. Смоляницкой, В.Д. Бородачовой.
Данная программа рассчитана на 7 –ми летнее и 5-летннее обучение.
Учебный план дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение» включает в себя следующие учебные предметы:
Сольное пение |
Музицирование |
Сольфеджио |
Слушание музыки |
Музыкальная литература |
Коллективное музицирование |
Предмет по выбору |
Цели и задачи:
– приобщение детей к искусству, развитие их творческих способностей и приобретение ими начальных профессиональных навыков.
– создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- формирования грамотной, заинтересованной в общении с искусством молодежи.
Результаты освоения программ «Сольное пение» по учебным предметам обязательной части должны отражать:
«Сольное пение» - развивать у учащихся:
· культурный музыкальный уровень;
· профессиональные певческие навыки;
· певческое устойчивое дыхание на опоре;
· ровное звучание на протяжении всего диапазона голоса;
· высокую вокальную позицию и точное интонирование;
· певучесть, напевность голосов (кантилена);
· дикционные навыки, четкую и ясную артикуляцию;
· орфоэпические навыки в разговорной и певческой речи.
Музицирование:
· сформированный комплекс умений и навыков в области коллективного творчества
· ансамблевого исполнительства, позволяющий демонстрировать в ансамблевой игре единство исполнительских намерений и реализацию исполнительского замысла;
· знание ансамблевого репертуара;
· знание основных направлений камерно-ансамблевой музыки
· -развитие навыков чтения с листа;
· Подбор по слуху;
· Подбор аккомпанемента;
· Транспонирование.
· Коллективное музицирование:
· -знание начальных основ хорового искусства, вокально-хоровых особенностей хоровых партитур, художественно
· -исполнительских возможностей хорового коллектива;
· -знание профессиональной терминологии;
· -умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;
· -навыки коллективного хорового исполнительского творчества, в том числе отражающие взаимоотношения между солистом и хоровым коллективом;
· -сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;
· -наличие практических навыков исполнения партий в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.
Сольфеджио:
-сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе: первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной терминологии;
-умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;
-умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;
-умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;
-навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.).
Слушание музыки:
· наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах (хоровых, оркестровых), основных жанрах;
· способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения;
· умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств.
Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):
-первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
-знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;
-знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;
-умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений;
-навыки теоретического анализа музыкального произведения формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей.
Предмет по выбору (Фортепиано):
-знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано;
-знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;
-владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу.
Аннотации к дополнительной образовательной программе в области музыкального искусства «Эстрадно-джазовый инструмент»
МБУДО ДШИ р.п. Каменоломни
Октябрьского района Ростовской области
Дополнительная образовательная программа в области музыкального искусства «Эстрадно-джазовый инструмент» разработана МБУДО ДШИ р.п. Каменоломни Октябрьского района Ростовской области на основе и в соответствии с типовой программы Меньшикова Э.В.
Данная программа рассчитана на 3 –х летнее обучение.
Учебный план дополнительной образовательной программы в области музыкального искусства «Эстрадно-джазовый инструмент» включает в себя следующие учебные предметы:
Музыкальный инструмент |
Сольфеджио |
Музыкальная литература |
Предмет по выбору |
Цели и задачи:
· воспитать у учащегося чувство интереса к музыке;
· развить ритм, музыкальный слух, музыкальную память;
· привить навык ансамблевой игры, научить грамотно исполнять на ударных инструментах произведения из классического и эстрадно-джазового репертуара.
Результаты освоения программы «Эстрадно-джазовый инструмент» по учебным предметам обязательной части должны отражать:
Музыкальный инструмент:
- наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству;
- сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности духовых или ударных инструментов для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
- знание в соответствии с программными требованиями репертуара для своего инструмента (инструментов), включающего произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры, разнообразные переложения);
- знание художественно-исполнительских возможностей изучаемого инструмента (инструментов);
- знание профессиональной терминологии;
- наличие умений по чтению с листа и транспонированию музыкальных произведений разных жанров и форм;
- навыки по воспитанию слухового контроля, умению управлять процессом исполнения музыкального произведения;
- навыки по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владению различными видами техники исполнительства, использованию художественно оправданных технических приемов;
- наличие творческой инициативы, сформированных представлений о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
- наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
- наличие элементарных навыков репетиционно - концертной работы в качестве солиста.
Сольфеджио:
-сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе: первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной терминологии;
-умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения средней трудности с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;
-умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;
-умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;
-навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.).
Музыкальная литература (зарубежная, отечественная):
-первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
-знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;
-знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;
-умение исполнять на музыкальном инструменте тематический материал пройденных музыкальных произведений;
-навыки теоретического анализа музыкального произведения формы, стилевых особенностей, жанровых черт, фактурных, метроритмических, ладовых особенностей.
Предмет по выбору (Фортепиано):
-знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано;
-знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, написанных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;
-владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу.
Аннотации к дополнительной образовательной программе в области изобразительного искусства
МБУДО ДШИ р.п. Каменоломни
Октябрьского района Ростовской области
Дополнительная образовательная программа в области изобразительного искусства разработана МБУДО ДШИ р.п. Каменоломни Октябрьского района Ростовской области на основе типовых программ Е.А. Афанасьева, В.И. Щерба, В.В. Кривко, Т.Н. Кисляковская, В.Г. Анциферов, Ю.Н. Протопопов, Т.Б. Донцова.
Учебный план дополнительной образовательной программы в области изобразительного искусства (в возрасте с 6 до 10 лет) включает в себя следующие учебные предметы:
Основы изобразительной грамоты и рисование |
Декоративно-прикладное искусство |
Лепка |
Рисунок |
Живопись |
Композиция станковая |
Скульптура |
История изобразительного искусства |
Учебный план дополнительной образовательной программы в области изобразительного искусства (в возрасте после 10 лет) включает в себя следующие учебные предметы:
Рисунок |
Живопись |
Композиция станковая |
Композиция прикладная |
Скульптура |
История изобразительного искусства |
Предмет по выбору (рисунок) |
Цель программы
Формирование целостной художественно-эстетическо развитой личности и приобретение обучающимися теоретических знаний и художественно-исполнительских умений и навыков в области изобразительного искусства.
Задачи программы
1. Воспитать и развить у обучающихся личностные качества, позволяющие уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов.
2. Создать условия для воспитания детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
3. Сформировать у обучающихся эстетические взгляды, нравственные установки и потребность общения с духовными ценностями.
4. Сформировать у обучающихся умение самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
5. Сформировать у одаренных детей комплекс знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства;
6. Выработать у обучающихся личностные качества, способствующие освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
Планируемые результаты освоения программы «Живопись» составлены на основании федеральных государственных требований.
Лепка:
- знание понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», «композиция»;
- знание оборудования и пластических материалов;
- умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму;
- умение передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов;
- умение работать с натуры и по памяти;
- умение применять технические приемы лепки рельефа и росписи;
- навыки конструктивного и пластического способов лепки.
Рисунок:
- знание понятий: «пропорция», «симметрия», «светотень»;
- знание законов перспективы;
- умение использования приемов линейной и воздушной перспективы;
- умение моделировать форму сложных предметов тоном;
- умение последовательно вести длительную постановку;
- умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;
- умение принимать выразительное решение постановок с передачей их эмоционального состояния;
- навыки владения линией, штрихом, пятном;
- навыки в выполнении линейного и живописного рисунка;
- навыки передачи фактуры и материала предмета;
- навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.
Живопись:
- знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;
- знание разнообразных техник живописи;
- знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя;
- умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;
- умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
- навыки в использовании основных техник и материалов;
- навыки последовательного ведения живописной работы.
Композиция станковая:
- знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы;
- знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;
- умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции – ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте – в композиционных работах;
- умение использовать средства живописи, их изобразительно-выразительные возможности;
- умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;
- навыки работы по композиции.
История изобразительного искусства:
- знание основных этапов развития изобразительного искусства;
- первичные знания о роли и значении изобразительного искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
- знание основных понятий изобразительного искусства;
- знание основных художественных школ в западно-европейском и русском изобразительном искусстве;
- сформированный комплекс знаний об изобразительном искусстве, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к изобразительному искусству и деятельности в сфере изобразительного искусства;
- умение выделять основные черты художественного стиля;
- умение выявлять средства выразительности, которыми пользуется художник;
- умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве художников;
- навыки по восприятию произведения изобразительного искусства, умению выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими видами искусств;
- навыки анализа творческих направлений и творчества отдельного художника;
- навыки анализа произведения изобразительного искусства.
Декоративно-прикладное искусство:
знание понятий «декоративно-прикладное искусство», «художественные промыслы»;
знание различных видов и техник декоративно-прикладной деятельности; умение работать с различными материалами;
8 умение работать в различных техниках: плетения, аппликации, коллажа, конструирования;
умение изготавливать игрушки из различных материалов;
навыки заполнения объемной формы узором;
навыки ритмического заполнения поверхности;
навыки проведения объемно-декоративных работ рельефного изображения.
Основы изобразительной грамоты и рисование:
Развитие художественно-творческих способностей детей (фантазии, эмоционального отношения к предметам и явлениям окружающего мира, зрительно-образной памяти)
Воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное. Воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности.
Формирование элементарных основ изобразительной грамоты (чувства ритма, цветовой гармонии, композиции, пропорциональности и т.д.)
Приобретение детьми опыта творческой деятельности.
Овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира.
Композиция прикладная:
· формирование способности понимать принципы создания предметов декоративно-прикладного искусства;
· развитие интереса к изобразительному искусству и художественному творчеству;
· знакомство с основными законами, закономерностями, правилами и приемами декоративной композиции;
· применение полученных знаний о выразительных средствах композиции (ритм, линия, силуэт, цвет, тональная пластика, контраст) в композиционных работах;
· формирование умения находить художественные средства, соответствующие композиционному замыслу, а также - живописно-пластические решения для каждой творческой работы;
· формирование умения создавать грамотную художественную композицию;
· формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению обучения в образовательных организациях среднего профессионального образования, реализующих основные профессиональные программы в области изобразительного искусства.
Скульптура:
· Содействовать освоению и совершенствованию навыков владения основными техниками и приемами работы с различными пластическими материалами в условиях учебных тем и практических задач;
· Содействие развитию объемно-пространственного мышления и визуальной культуры у учащихся;
· Создание художественно-творческой среды, актуализирующей потребность творческого саморазвития и самореализации учащихся.
Предмет по выбору (Рисунок):
- знание понятий: «пропорция», «симметрия», «светотень»;
- знание законов перспективы;
- умение использования приемов линейной и воздушной перспективы;
- умение моделировать форму сложных предметов тоном;
- умение последовательно вести длительную постановку;
- умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;
- умение принимать выразительное решение постановок с передачей их эмоционального состояния;
- навыки владения линией, штрихом, пятном;
- навыки в выполнении линейного и живописного рисунка;
- навыки передачи фактуры и материала предмета;
- навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.
Аннотации к дополнительной образовательной программе в области хореографического искусства
МБУДО ДШИ р.п.Каменоломни
Октябрьского района Ростовской области
Дополнительная образовательная программа в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» и разработана МБУДО ДШИ р.п. Каменоломни Октябрьского района Ростовской области на основе типовых программ Сердюков В.П., Борзов А.А., Бахто С.Е..
Учебный план дополнительной образовательной программы в области хореографического искусства включает в себя следующие учебные предметы:
Классический танец |
Гимнастика |
Народно-сценический танец |
Современный танец |
Ритмика и танец |
Сценическая практика |
Цель программы:
· воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
· формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
· формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
· воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
· формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства;
· выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
Результатом освоения программы «Хореографическое искусство» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
Ритмика и танец:
· знание основных понятий, связанных с метром и ритмом, темпом и динамикой в музыке;
· знание понятия лада в музыке (мажор, минор) и умение отражать ладовую окраску в танцевальных движениях;
· первичные знания о музыкальном синтаксисе, простых музыкальных формах;
· представление о длительностях нот в соотношении с танцевальными шагами;
· умение согласовывать движения со строением музыкального произведения;
· навыки двигательного воспроизведения ритмических рисунков;
· навыки сочетания музыкально-ритмических упражнений с танцевальными движениями.
Гимнастика:
· знание анатомического строения тела;
· знание приемов правильного дыхания;
· знание правил безопасности при выполнении физических упражнений;
· знание о роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни;
· умение выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных особенностей организма;
· умение сознательно управлять своим телом;
· умение распределять движения во времени и пространстве;
· владение комплексом упражнений на развитие гибкости корпуса;
· навыки координации движений.
Классический танец:
· знание рисунка танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;
· знание балетной терминологии;
· знание элементов и основных комбинаций классического танца;
· знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;
· знание средств создания образа в хореографии;
· знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
· умение исполнять на сцене классический танец, произведения учебного хореографического репертуара;
· умение исполнять элементы и основные комбинации классического танца;
· умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок танца;
· умение осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танца и разучивании хореографического произведения;
· навыки музыкально-пластического интонирования.
Народно-сценический танец:
· знание рисунка народно-сценического танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;
· знание балетной терминологии;
· знание элементов и основных комбинаций народно-сценического танца;
· знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, танцевальных комбинаций;
· знание средств создания образа в хореографии;
· знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
· умение исполнять на сцене различные виды народно-сценического танца, произведения учебного хореографического репертуара;
· умение исполнять народно-сценические танцы на разных сценических площадках;
· умение исполнять элементы и основные комбинации различных видов народно-сценических танцев;
· умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок при исполнении народно-сценического танца;
· умение понимать и исполнять указания преподавателя;
· умение запоминать и воспроизводить текст народно-сценических танцев;
· навыки музыкально-пластического интонирования.
Сценическая практика:
· умение осуществлять подготовку концертных номеров, партий под руководством преподавателя;
· умение работы в танцевальном коллективе;
· умение видеть, анализировать и исправлять ошибки исполнения;
· умение понимать и исполнять указания преподавателя, творчески работать над хореографическим произведением на репетиции;
· навыки участия в репетиционной работе.
Современный танец:
· способствовать формированию правильной осанки, укреплению суставно-двигательного и связочного аппарата, коррекции опорно-двигательного аппарата обучающихся;
· познакомить детей с историей возникновения и развития джаз-модерна;
· овладеть основами джаз-модерн танца с элементами свободной пластики в образно-ассоциативной, эмоциональной форме с опорой на содержательный и выразительный музыкальный материал;
· развить воображение, фантазию, творчество, наглядно-образное, ассоциативное мышление, самостоятельное художественное осмысление хореографического материала;
· сформировать культуру межличностного общения («исполнитель-педагог», «партнер-партнерша», «участник-ансамбль/коллектив”).